Осторожно мошенники!
Финансовые мошенники продолжают активно вовлекать граждан в свои схемы. Более 17,8 тыс. уголовных дел по статье «Мошенничество» зарегистрировано правоохранительными органами в Казахстане за пять месяцев с начала 2022 года, из них по интернет-мошенничеству – более 8 тыс., с использованием платежных карт – 127. Это почти на 20% больше, чем за период с января по апрель 2022 года, когда было зарегистрировано свыше 13,8 тыс. уголовных дел, из них по интернет-мошенничеству – около 6 тыс., с использованием платежных карт – 97.
Новые схемы мошенников – это усовершенствованные старые способы обмана. Главной целью злоумышленников является получение доступа к персональным данным граждан и к их банковским счетам.
Современные мошенники используют методы социальной инженерии, то есть атакуют своих жертв с помощью различных психологических и социологических приемов, манипуляций и ИТ-технологий. В итоге человек добровольно передает социальным инженерам все необходимые сведения: реквизиты платежных карт, пароли от электронной почты, личного кабинета в мобильном банкинге и другую конфиденциальную информацию.
Схема: Телефонное мошенничество
Социальные инженеры при телефонном разговоре часто представляются теми, от кого обычно люди не ждут подвоха: сотрудниками банков, Национального Банка Казахстана, правоохранительных органов, Департамента экономических расследований, налоговых и коммунальных служб.
Мошенники используют различные сервисы подмены телефонных номеров, к примеру, SIP-телефонию, позволяющей дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов, поэтому они могут легко подделать даже четырехзначный номер колл-центра любого банка.
К примеру, злоумышленники могут позвонить к пенсионерам и, представляясь работниками банка, сообщить, что с их карточки кто-то пытается вывести деньги. Для того чтобы воспрепятствовать этому, клиенту необходимо срочно перевести средства на безопасный счет.
Следом они уточняют, умеет ли пожилой человек пользоваться интернетом или мобильном банкингом, дают инструкции, как перевести дистанционно свои деньги, предлагают скачать то или иное приложение на телефон, либо же советуют незамедлительно перевести деньги через банкомат. При этом мошенники торопят и давят эмоционально.
Получила распространение новая уловка мошенников. Поступает звонок якобы от службы безопасности банка, и «специалист» предлагает подтвердить телефонный номер. При этом он ссылается на активизацию телефонных мошенников, использующих подменные номера. Если абонент соглашается, его переключают на робота, который просит произнести код, отправленный на телефон через SMS-сообщение. Затем происходит списание денег с карты абонента, поскольку он добровольно передал мошенникам конфиденциальную информацию, включая SMS-код подтверждения операции с карты. В случае отказа, несговорчивому клиенту поступают звонки с других подменных номеров с вопросом, почему он прекратил общение с сотрудником службы безопасности, или пишут в Telegram, используя в качестве аватарки логотип банка. Социальные инженеры очень настойчивы, они атакуют свою жертву, пока не добьются цели.
Еще одна схема мошенников связана с так называемым «ошибочным» переводом. На ваш счет действительно поступает n-ная сумма. Следом звонит человек и сообщает, что он случайно перечислил вам сумму, и просит вернуть ее. Иногда мошенники предлагают оставить себе определенную сумму в качестве вознаграждения за беспокойство и отзывчивость. При этом социальные инженеры очень убедительны, они торопят, не давая времени на раздумья, могут давить на жалость. Многие верят в рассказы мошенников и переводят деньги. Однако после выясняется, что на ваше имя оформлен кредит и не один. Поскольку вы эти деньги получили и самостоятельно перевели, то, значит, тем самым подтвердили получение займа.
Будьте внимательны и бдительны! Телефонные мошенники делают все возможное, чтобы вы им поверили. Первое, что необходимо сделать – это прервать разговор и самостоятельно позвонить в ту организацию, от чьего имени к вам позвонили. При этом необходимо вручную набрать номер, который указан на официальном Интернет-ресурсе данной организации. Если вам позвонили из банка, в котором вы обслуживаетесь, то его контактный номер можно найти на оборотной стороне карточки.
Проверить, не мошенники ли вам звонят, можно, поддержав с ними разговор на государственном языке, если вы им владеете. Можете разучить пару важных фраз и использовать при телефонной беседе.
Ни в коем случае не выполняйте никаких инструкций, звонящих: не переводите деньги, не устанавливайте сомнительные приложения и не сообщайте SMS-коды по требованиям звонящего. Если на ваш счет поступили деньги, которые вы не ждали, обратитесь в свой банк и попросите отменить перевод, вернув его отправителю.
Cовет: Не доверяйте незнакомым людям, которые заводят речь о деньгах! Никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты карточки: CVC/CVV-код (трехзначный код, указанный на обороте платежной карты), ПИН-код, срок действия. Запомните: банковские сотрудники, операторы колл-центров банков никогда не будут спрашивать данную информацию по телефону!
Единственный способ избежать денежных потерь при общении с социальными инженерами – критически воспринимать любые предложения, связанные с деньгами, будь то выигрыш в лотерею, легкая подработка или выгодные инвестиции, перепроверять информацию и никогда не торопиться при принятии важных финансовых решений. Соблюдайте цифровую гигиену и следуйте нашим советам, чтобы защитить себя и свои деньги от финансовых.
Материал подготовлен по информации портала fingramota.kz
2964
© АО "Шинхан Банк Казахстан". Лицензия №1.1.258 от 03.02.2020 г. выдана Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Все права защищены, 2024